Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

         

Оптинский игумен Симеон (Ларин)


О БЕЗСМЕРТИИ ДУШИ

Беседа седьмая 

Душа человеческая есть единичное, самоличное, безсмертное существо, созданное Богом. Подобно тому, как смысловое содержание книги, изложенное на бумаге, имеет материальную часть – видимую и осязаемую, и нематериальную – невидимую, но осознаваемую и переживаемую чувствами, так и человек имеет тело и душу.   

Различны доказательства безсмертия души и по степени силы, и по своим источникам. Одни доказательства берутся от видимой природы, другие от свойств души.

Посмотрим на насекомое. Из малого яичка выползает червячок без головы и без ног, потом появляются у него головка и шесть ножек. Насекомое растет, несколько раз меняя свой покров, затем заключается в шелковичном домике, который остается неподвижным, но внутри домика теплится жизнь. И вот оболочка прорывается, и на свет Божий вылетает великолепная бабочка. Тот червячок, который с трудом проползал малое расстояние по веткам, теперь порхает и летает с цветка на цветок.

Таков приблизительно порядок и человеческой жизни на земле. Существуют две главные формы жизни, не говоря о возрастах. Сначала человек образуется и живет безсознательно во мраке материнской утробы, затем, родившись на свет, живет на земле уже сознательно. Эта жизнь несравненно выше и лучше первой, но и здесь для человека свет дня сменяется мраком ночи. Невзгоды, скорби и болезни делают эту жизнь далеко не райской. Естественное стремление ожидать иной, лучшей жизни, заложено в человеке. Посему и стремятся многие философские и атеистические учения к построению рая на земле. Но это сделать невозможно, поскольку человек подвержен греховным страстям, а основа райской жизни – сознательная, высоко моральная душевная чистота.

Следовательно, человек, живя на земле, хотя и имеет сознание, но не полное и отличное от сознания совершенного. Если он, пребывая в утробе матери, был почти безсознательным, то теперь душа его находится, можно сказать, в утробе своего тела и смерть тела есть рождение в вечную, совершенную жизнь. Сам Господь положил для нас в природе прообразы и предуказания, имеющей быть лучшей жизни. Мы видим, что и животным, и человеку дано родовое безсмертие. Животные и люди, передавая жизнь из поколения в поколение, будут существовать дотоле, доколе будет находиться земля в настоящем ее состоянии. Но человеку может быть дано вместе с родовым и личное безсмертие. Господь Всемогущий и Всеблагий даровал верующим в Него лучшее благо – безпечальную, безконечную жизнь.

Каждая душа индивидуальна, абсолютно одинаковых душ в мире не существует. Умственное различие их видится в том, что каждая имеет свое неповторимое индивидуальное устроение, свой особый образ мышления. Бог есть Любовь, – говорит нам Священное Писание, и Он вложил в человека стремление к добрым делам и отвращение от злых; многие люди добровольно несут при этом тяжкие подвиги самоотвержения. Господь Своею любовью премудро удерживает мир от погибели. Чувство любви присуще людям, благодаря этому сохраняется жизнь на земле. Любовь побуждает человека продолжать свой род, трудиться ради семьи и детей, защищать слабых и помогать неимущим. Господом положен закон правосудия. В новой жизни грешники и праведники получают должное воздаяние.

В ум каждого человека вложено Богом стремление к истине, в волю – стремление к добру, в сердце – стремление к блаженству. Но ум человека не удовлетворяется познаниями, приобретенными на земле, он видит, что они далеко неполны и несовершенны. Воля его встречает многие препятствия к усовершенствованию в добре. Сердце не находит истинного покоя и счастья на земле, ибо в уме укоренена мысль о вечности. Душа невидимо стремится к Богу.

Часто человека одолевает желание увековечить свое имя на земле. Он старается сделать что-то такое, чтобы о нем как можно дольше помнили и по смерти. Это чувство имеет как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны – это грех славолюбия, а с другой – безсознательное стремление его к вечности.

Человеческая душа наделена свободной волей, и сама всегда делает выбор, склоняясь либо к добру, либо ко злу. Человеку свойственно понуждать себя к необходимым жизненно важным вещам. Такое понуждение подтверждает наличие воли. Скрипка не может издавать звуки сама, но играет приятную мелодию тогда, когда музыкант посредством смычка извлекает из нее звуки. Так и тело человека недвижимо без воли, побуждающей члены к движению. Воля же есть одно из свойств безсмертной души.

Проявления безконечности существуют и в материальном мире. Так, если начать счет от единицы, то считать можно без конца. Круг не имеет конечной точки. Безконечна и жизнь души.

Солнце, заходя за горизонт, становится невидимым для глаз, но из этого не следует, что его не существует. Так и души умерших, хотя и невидимы для нас, но живы.

Было время, когда, по определению Божию, целое поколение рода человеческого, кроме семейства праведного Ноя, было истреблено потопом, потому что люди потеряли веру в Бога. Плоть так поработила дух, что они забыли о своем высоком предназначении, поэтому Бог сказал о них: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих в веке, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Подобное произойдет перед второй и последней кончиной рода человеческого на земле. Адам, нарушив повеление Божие, не покаялся в содеянном грехе, но упрекнул Господа, сказав: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Вот что услышал Бог вместо плача и раскаяния.

Возгордившемуся человеку пришлось понести труды, болезни и вкусить смерть, ибо труд, болезнь и ожидание смерти смиряют человека. Даже одно напоминание о смерти часто может остановить грешника от совершения преступления. Но люди стали превозноситься не только над себе подобными, но посягнули и на Бога. Рече безумец в сердце своем несть Бог, – говорит пророк. Ослепленный гордостью Каин убил брата своего Авеля. Так на землю пришла смерть – не от старости, не от болезни, но от гордости и зависти. Господь же терпеливо ждал покаяния, не ущемляя свободной воли человека.

Идущие тернистым путем добродетели да запечатлеют в сердцах своих слова святого апостола Павла: Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр, 11, 6). Потрудимся же понуждать себя к покаянию и смирению, ибо это свойства здоровой души. А когда кто имеет в себе гордость, тот тем самым свидетельствует, что душа его больна. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.