Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

Преподобный Иосиф Оптинский

 

ОТВЕТ НА ПИСЬМО, ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ, СОСТОЯЩЕЙ В ЗАМУЖЕСТВЕ ЗА ПРОТЕСТАНТОМ

Вcем нам, чадам Единой Святой, Соборной Апостольской, Вселенской Церкви в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила. И эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой "Кормчая". Это – сборник  правил святых Апостолов, святых Вселенских и поместных Соборов и некоторых святых Отцев.

В конце этой книги, в главе: О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры, и от святыя Восточныя Церкви, – папа Римский с своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же "Кормчей" книге, в 10-й главе, в 6-м правиле поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд св. Церкви: "несть достойно еретиком в церковь Божию входити". А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: "С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто".

Но вот вопрос: каков взгляд св. Отцев нашей Православной Церкви на ересь? – В Отечнике епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, – почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: "потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живаго и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший".

И если бы это было не так, если бы ереси, или ложные, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений:  Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2, 8). И еще: неции суть смущающии вы, и хотящии превратити благовествование Христово. Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1, 7-8).

Впрочем, Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию, дозволяет молиться об отсецающихся от нея, т. е. о еретиках, как можно видеть в той же "Кормчей" книге, в главе 15-й, в 66-м правиле Карфагенского поместного Собора. Но о чем молиться? – Молитися, да оставят прелесть, и да познают истину.

И в другой книге – "Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной", в 1-й ея части, в конце ответа на 92-й вопрос также дозволяется молиться за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни. 

Так Православная Церковь и поступает. Например, в помяннике (в конце Следованной Псалтири) молимся: Отступившия от Православныя веры, и погибильными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети, и святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти.

Теперь представим некоторые свои соображения. Из вышепреведенных мест видно, что наша Православная Церковь дозволяет молиться за еретиков только за живых, а не за умерших, и притом только об их обращении к вере Православной. Когда же, прибавим к сему, еретик, по молитвам святой Церкви, обратится к Православной вере,  тогда и молитва Церковная о нем будет уже совсем иная, т.е. о спасении его души.

А как достигается человеком спасение? Одно из главных условий к достижению спасения есть покаяние. Примеры сему видим в св. Евангелии. Мытарь получил оправдание через покаяние (Лк. 18, 10-14). Блудный сын возвратился к Отцу через покаяние (Лк. 15, 11-32). Разбойник благоразумный, распятый с Господом Иисусом Христом, вошел в рай также через покаяние (Лк. 23, 40-43). Да и Господь сказал о Себе, что Он пришел на землю, дабы грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13). – В покаянии же имеют нужду все люди. Вси бо согрешиша, как говорит Апостол, и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23). Но неправославный, или еретик, если бы вздумал принести пред православным иереем раскаяние во грехах своих, покаяние его будет недействительно. Читаем в "Православном Исповедании" в 1-й части вопрос 113-й: что мы должны наблюдать при таинстве покаяния? – Ответ. Во-первых, должны смотреть, чтобы кающийся был христианин Православной и кафолической веры: ибо покаяние без истинной веры не есть покаяние, и не приемлется от Бога.

Но все это говорилось о живых неправо верующих христианах, или еретиках. Что же сказать об их, отшедших из сей жизни, душах?

Хотя в Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11-м члене, сказано, что душам умерших к достижению блаженнаго воскресения вспомоществовать могут приносимыя за них молитвы, особенно соединенныя с приношением безкровной жертвы Тела и Крови Христовой: но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. – Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? – Молиться о ея спасении (Со святыми упокой…) нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно; потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как – будущая жизнь – время не покаянию, а воздаянию.

Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые "Чины" на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако святая наша Церковь от каждого неправовера, желающего быть с Нею в общении, непременно требует, чтобы он всенародно – пред всею Церковью отрекся от своих заблуждений и принял чистое христианское учение. И еще: если бы можно было молиться церковною молитвою о спасении душ умерших неправоверов, или хотя бы об облегчении их загробной участи: то непременно при богослужениях Православной Церкви употреблялись бы особые за них ектении, или прошения. Однако во всех наших церковных службах и подобного ничего нет. А напротив, в 1-ю неделю Великого Поста, совершая Торжество Православия, св. наша Церковь изрекает анафему, т.е. отлучение от единения с собою всех еретиков и отступников от Православия: следовательно и латинян или римских католиков и протестантов. Как же, спросим, Церковь в одно и тоже время будет анафематствовать и молиться за них?

В подтверждение сказанного приведем здесь слова приснопамятного святителя нашего, покойного Московского митрополита Филарета. Он говорит: "Иное дело молиться о соединении с Православною Церковию неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир; а иное поминать неправославных в диптихах (синодиках или помянниках) при Таинстве Евхаристии. Неправославные самым неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви. Сему соответствует непоминание их при Таинстве Евхаристии, и исключение из диптихов". (Записки о жизни времени святителя Филарета, митрополита Московского. Н. В. Сушкова. Москва, 1868 г., Прилож., стран. 162).

Заметим при сем, что слова: исключение из диптихов приводят к той мысли, что имена неправославных христиан и вообще при всяком Церковном Православном Богослужении поминать не следует. Ибо как же в самом деле их поминать, когда они из диптихов исключены?

Скажут: разсуждать так очень строго. – Что делать? Но ведь у Господа нельзя вымолить милости насильно. Ибо  Бог наш – Бог ревнитель  (Исх. 20, 5);  Праведен Господь, и правды возлюби  (Пс. 10, 7). Бывали же случаи, когда Сам Он запрещал о людях молиться. Так пророку Иеремии говорил о народе своем:  Ты же не молися о людех сих, и не проси еже помилованным быти ми, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя  (Иер. 7, 16). И это повеление Господне относится к людям еще живым, следовательно еще имевшим возможность покаяться. И пророк не дерзал преслушать слово Господне, оправдывая свою молитву за них человеколюбием.

Впрочем, говоря о сем, мы имеем здесь в виду молитву за неправославных христиан только Церковно-общественную, которую если в самом деле допустить в Православной Церкви, то для Православия неминуемо последует величайший вред, неисчерпаемое зло. Подумаем, например, много ли православных христиан твердых в исповедуемой ими вере? Не у большой ли из них части вера слабенькая, как искорка, готовая ежеминутно погаснуть? И если таковые люди будут слышать в Православных храмах поминовение о здравии или упокоении римских католиков или протестантов, не придут ли они вскорости к такому заключению: стало быть, – как ни веруй – все равно? А чрез это и отпадения от Православной Церкви чаще и чаще должны будут повторяться, если и не формально, то в душе. А тут-то и самое великое горе. Незаметно для самого совращенного, он бывает православный только по имени, а в самой вещи неправовер, или вовсе невер.

Также и христиане других исповеданий, видя, что Православная Церковь молится за них, должны приходить к такому же заключению о равенстве всех вероисповеданий. А это и желающих неправоверов может отвлекать от присоединения к Православной Церкви. – Ведь православные и без того молятся за нас, – будут они говорить.

Впрочем, об этом-то и хлопочут некоторые, говоря, что все люди, какую бы они веру ни исповедывали, спасутся; и еще: Господь не указал нам, какую содержать веру. – Это – ложные мечты человеческие. Что не все спасутся видно из св. Евангелия. Изображая Свой страшный Суд, Господь прямо разделяет всех людей на два разряда и одних поставляет одесную Себя, и вводит в Царство Небесное, а других ошуюю, и отсылает в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 31-46). И наследующих Царство Небесное будет меньшая часть, – даже и из православных только те, которые будут жить по православному. Это также видно из слов Самого Господа: мнози бо суть звани, мало же избранных (Мф. 20, 16). О втором же возражении, т. е. что Господь не указал нам, какую содержать веру, должно сказать, что это – клевета на Бога. Ибо не для того ли Сын Божий и на землю сходил, чтобы преподать людям ясное и подробное учение о том, как они должны веровать и располагать жизнь свою по вере? Поэтому и говорит Он:  не приидох разорити закон Моисеев, но исполнити (Мф. 5, 17). И еще говорил о Себе:  Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6). И учение его названо глаголами  живота вечнаго (Ин. 6, 68). И потому – всех Он призывал к Себе, говоря:  аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет  (Ин. 7, 37). И еще:  приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и проч. (Мф. 11, 28-29). А, по воскресении Своем, посылая учеников Своих на проповедь, Господь повелел им учить все народы, чтобы соблюдали все, заповеданное Им (Мф. 28, 20). Апостолы же, все заповеданное Господом, истинное вероучение и нравоучение изложили письменно в святом Евангелии и своих Посланиях. Последующие же за ними св. Отцы и учители Церкви Христовой в подробности изъяснили все это истинное вероучение и нравоучение, содержащееся в Св. Писании, во всей полноте и чистоте, без всякой примеси человеческих неправых мнений и разумений. И в  начале эта Христова Церковь была одна и единственная во всем мире. И только с IX-го века римские папы самовольно стали примешивать к истинному Христову учению свое лживое умствование, чрез что отделилась римская церковь от Православной Восточной. И чем далее время шло, тем более прибавлялось в римской церкви заблуждений; и дошло наконец до того, что некоторые недовольные ею римские католики отпали от нея, и образовали свои церкви протестантския, еще далее отступавшия от Православия.

О важности же послушания святой Христовой Церкви Сам Господь в святом Евангелии сказал:  аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь  (Мф. 18, 17). Но возвратимся  к своему главному предмету. Что это значит: православные христиане не просят молиться за себя и своих покойников – римских католиков и протестантов; а эти последние, наоборот, нередко просят православных служить панихиды по своим родным, и проч.? Что тут за причина? Явно, что причина эта есть бедность внутреннего духовного содержания западных неправоверных христианских церквей. Душа римского католика или протестанта, жаждущая спасения, не может в своей церкви обрести удовлетворение своим высшим духовным потребностям; а потому и обращается к Православной Церкви, Которой одной присущи вся божественныя силы, яже к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3).  И это подтверждается самым делом. Нередко неправоверы, искренно присоединившиеся к Православной Церкви, вскоре по присоединении и по причащении Божественных Таин Тела и Крови Христовых, ощущали в душах своих неизъяснимые духовные утешения, о которых  они прежде, до присоединения к Православной Церкви, и понятия не имели. – И то еще может служить доказательством несостоятельности западных церквей, что защитники их всегда отстаивают свои неправые умствования с азартом и озлоблением против нашей святой Православной Церкви. А сказано в Священном Писании о Боге:  В мире место Его (Пс. 75, 3). Значит, где мир и любовь, там только и Бог; а где немирствие и озлобление, там не может быть благодати Божией, и не благоволит Господь к озлобленным сердцам.

Впрочем, говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправо верующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто Святая наша Церковь заповедует нам, чадам ея, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т. е. молиться – как нам хочется и как вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось по чину и благообразно (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил Своих Апостолов молиться в преподанной им молитве: Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли! Это всеобъемлющее прошение объемлет собою все нужды и наши и единокровных нам, хотя и неправоверных братий наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, чтобы Он сотворил с ними то, что благоугодно Его Святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость. – И так православный христианин! – кто бы ты ни был, мирянин или иерей Божий, – если во время какого либо церковного Богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком к тебе Карле или Эдуарде: то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни  о нем ко Господу и скажи: да будет о нем святая Твоя воля Господи! – и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.

Все высказанные нами мысли, основанные, как всякий может видеть, на Божественном Писании и Предании Святых Отцев, естественно приводят нас к такому заключению: "молиться за неправославных христиан церковно-общественною молитвою, наравне с православными христианами, т. е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой Соборной Апостольской Церкви". Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправоверующим христианам, и не потому, что мы не желаем им добра, а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна, и для душ их безполезна, а молящимся за них обратится в грех. Наглядный сему пример можем видеть в царе Израильском Сауле. По видимому он сделал доброе дело, когда пред начатием войны с филистимлянами обратился с молитвою к Богу и жертвоприношением. Но так как он поступил в этом случае самочинно, не дождавшись, как ему было сказано, пророка Божия Самуила,  то не только не привлек к себе благоволения и благословения Божия, но и заслужил Божий гнев и наказание. Прибавим к сему, что самоволие и во всем есть грех и даже между людьми нетерпимый порок. Сложилась пословица: "своя воля и царя боле". Однако, заметим, царь наказывает непокоряющихся царским законам. Почему? Потому что самовольник причиняет вред и себе и своей семье и обществу, в котором живет, и государству и Церкви; словом, – самовольник – неприятный человек. Да и сами самовольники неповинующихся им не любят и, если имеют возможность, наказывают. А мы все хотим и жить и молиться, – каждый по-своему.

Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного угодника Божия помогала душам умерших иноверцев, даже язычников. Так рассказывал о себе преподобный Макарий Египетский. "Однажды, проходя пустыню, нашел я череп какого-то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовою палкою, он что то проговорил мне. Я спросил его: кто ты? Череп отвечал мне: я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте; а ты Макарий – Духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начнешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду. Старец спросил его: какая это отрада? И какое мучение? Череп говорит ему: насколько небо отстоит от земли, настолько под ногами огня, и мы от ног до головы стоим среди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицем к лицу. У нас лице одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лице другого. Вот в чем наша отрада! – Старец заплакал и сказал: несчастный день, в который родился человек! – Старец спросил далее: нет ли еще более тяжкого  мучения? Череп отвечал ему: под нами мучение еще ужаснее. Старец спросил: а кто там находится? Череп отвечал: мы, как не знавшие Бога еще несколько помилованы; но познавшие Бога и отвергшиеся Его (конечно суемудрием в вере и порочною жизнью), – те под нами. После сего Старец взял череп, и зарыл его в землю". (Достопамятные Сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. Москва, 1845 г.).

Из сего рассказа блаженного отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих в пламени язычников была не церковно-общественная, а частная. Эта – молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего. Ибо если бы он сам не рассказал другим об этой молитве, то она и осталась бы ни для кого неведомою. Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам православным христианам поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною – домашнею молитвою; но только поводом, а отнюдь не примером; ибо преподобный не сообщил нам, как он молился за язычников, не научил нас тому, уже потому эта молитва не может служить для нас примером, что молившийся ею преп. Макарий был великий угодник Божий, следовательно стяжавший великое дерзновение ко Господу. Нам ли же, в бездне греховной валяющимся, брать пример с такого молитвенника? В одном только она может служить для нас примером, именно в том, что преп. Макарий молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, Который не только его наставлял, но и заставлял молиться о всем мире – о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и святой апостол Павел писал к Коринфянам:  сердце наше распространися: не тесно вмещается в нас  (2 Кор. 6, 11).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан – живых и умерших – можно частною домашнею молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться – не так как нам вздумается и пожелается, – (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовной людей. Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва) скончавшегося в 1841 г. У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель, несчастною насильственною смертью – самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о сем, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: "несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?" Ответ старца: "Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой всемогущей. Не испытывай Вышнего чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней". – Вопрос: "но каким образом молиться о таковых?" – Ответ: "По духу добродетельных и мудрых так: Взыщи Господи погибшую душу отца моего; аще возможно есть помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя! – Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышнего. Конечно не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: "я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно". – Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? – (Из жизнеописания Оптинского Старца Леонида, в схиме Льва. См. 1-е приложение).

Вот эта, приведенная здесь, частная, келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за кого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он например молиться в таком смысле: "Помилуй Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отшедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!" Нам неизвестно и никому не открыто, насколько может приносить пользы душе умершего неправоверного христианина подобная молитва. Но опытом дознано, что она умеряет жгучую сердечную скорбь молитвенника, за душу близкого к нему человека, хотя и не в Православии скончавшегося.

В заключение всего скажем: да не смущаются сердца наши, и да не устрашает нас строгость уставов нашей св. Православной Церкви! Наипаче же, дерзайте убо, дерзайте людие Божии! Все это не должно вести нас к безнадежию нашего спасения, а напротив должно возбуждать души наши к сокрушенному, смиренному покаянию пред Господом во грехах наших, пока еще не затворены для нас двери милосердия Его. Ибо, по слову Псалмопевца, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И чем смиреннее и самоосужденнее будет молитва, тем она благонадежнее и благоуспешнее...